Первая глава манги была опубликована в ноябрьском номере журнала «Shonen Jump» в 1999 году[16][17]. Начальные 238 глав составляют первую часть и рассказывают о начале приключений Наруто; главы с 239-й по 244-ю известны как гайдэн (англ.) и повествуют о прошлом персонажа Какаси Хатакэ; все последующие главы относятся ко второй части. В США «Наруто» с 2003 года выпускает издательство Viz Media, причём одно время манга публиковалась в ускоренном темпе, чтобы догнать японских издателей[18].

На март 2010 года в Японии выпущено 50 томов («танкобонов») манги, из них 27 составляют первую часть сюжета. Первый танкобон был издан 3 марта 2000 года[19]. Кроме того, издательство Shueisha выпустило несколько томов ани-манги (англ.), основанной на полнометражных анимационных фильмах[20][20][21][22], и разместило на своём сайте Shueisha Manga Capsule вариант «Наруто», доступный для скачивания на мобильный телефон[23].
[править]
Коммерческий успех

«Наруто» пользуется большим коммерческим успехом как в Японии, так и в других странах мира. На родине по состоянию на декабрь 2008 года было продано более 89 млн копий манги[1], а в 2008 году более 1 млн одного только 43-го тома, благодаря чему «Наруто» заняла девятое место в списке самой продаваемой манги Японии. Тома 41, 42 и 44 также попали в список бестселлеров, хотя и разошлись меньшим тиражом[24]. В 2008 году общее количество проданных в Японии экземпляров составило 4 261 054 копий, а манга стала второй в списке бестселлеров[25]. Не менее успешным оказался 2009 год: за первые полгода «Наруто» занял 3-е место в списке самой продаваемой в Японии манги[26], 45-й том разошёлся тиражом более 1 млн копий, а 46-й том — более 850 тыс. копий[27]. В США манга вошла в число бестселлеров наряду с такими книгами, как «Мемуары гейши» и «Код да Винчи»[28]. Десять процентов всей проданной в 2006 году манги пришлись на «Наруто»[3]. Седьмой том, изданный Viz Media в 2006 году, стал первой мангой в истории, получившей премию Quill Awards как «Лучший графический роман»[3]. В перечне книг общенациональной американской газеты «USA Today» 11-й том «Наруто» долгое время занимал место самой продаваемой манги в списке, пока его не опередил 28-й том, поднявшийся на 17-ю строчку в первую неделю после публикации в марте 2008 года[29][30] и обративший на себя внимание обозревателей очень быстрым ростом продаж[31]. Поисковый запрос «Naruto» в системе Yahoo! занял четвёртое место в рейтинге самых популярных поисковых слов 2007 года и седьмое место — в 2008 году[32]. Наряду с другими наиболее популярными современными произведениями, «Наруто» содержится в коллекции Киотского международного музея манги.[33]
[править]
Издание в России

В России распространением «Наруто» с 2008 года занимается издательство «Эксмо» в сотрудничестве с компанией «Комикс-Арт»[4]. По состоянию на апрель 2010 года выпущено девять томов русской версии манги[34]. «Эксмо» издаёт мангу большим тиражом, как книги популярных писателей: тираж «Наруто» составил 25 тысяч экземпляров[35]. Российскую печатную версию критиковали за выбор шрифтов, а также за ошибки в переводе имён и диалогов (в частности, в первом томе имя героя Конохамару было заменено на «Коноха»). «Отнюдь не лучший выбор, когда без лупы нельзя отличить „А“ от „Д“ и „Ц“ от „И“», — пишет об издании интернет-ресурс «АниМаг»[35]. Однако, по мнению обозревателя данного сайта, эти ошибки незначительны по сравнению с «самим фактом выпуска