Новеллизация

Существует восемь романов (лайт-новел) авторства Масатоси Кусакабэ, выпущенных издательством Shueisha. Первый из них основан на четырёх начальных томах манги, остальные представляют собой адаптации анимационных фильмов по серии «Наруто». Два романа переведены на английский язык и опубликованы издательством Viz Media. Помимо переводов, Viz Media выпускает короткие повести авторства Трейси Уэст (англ. Tracey West), рассчитанные на детей 7-10 лет и являющиеся адаптациями манги[137]. На сентябрь 2009 года было выпущено 10 таких повестей, называющихся «Naruto Chapter Books»[138].

Ниже перечислены японские лайт-новел и даты их выхода:
Наруто: невинный ребёнок, демон по крови (яп. NARUTO -ナルト- 白の童子、血風の鬼人?) — 16 декабря 2002[139] (заголовок в английском переводе: «Naruto: Innocent Heart, Demonic Blood»[140] (Наруто: невинное сердце, демоническая кровь));
Отчаянная схватка в деревне Скрытого Водопада: я герой! (яп. NARUTO -ナルト- 滝隠れの死闘 オレが英雄だってばよ!?) — 15 декабря 2003[141] (заголовок в английском переводе: «Naruto: Mission: Protect the Waterfall Village!»[142] (Наруто: миссия: защитить деревню Водопада!));
Грандиозная сцена: книга искусств ниндзя, принадлежащая принцессе страны Снега (яп. 劇場版 NARUTO -ナルト- 大活劇!雪姫忍法帖だってばよ!!?) — 23 августа 2004[143];
Грандиозный конфликт: призрачные руины в недрах земли (яп. 劇場版 NARUTO -ナルト- 大激突!幻の地底遺跡だってばよ!!?) — 22 августа 2005[144];
Грандиозный переполох: бунт зверей на острове Месяца (яп. 劇場版 NARUTO -ナルト- 大興奮! みかづき島のアニマル騒動だってばよ?) — 7 августа 2006[145];
Ураганные хроники, фильм первый (яп. 劇場版 NARUTO -ナルト- 疾風伝?) — 6 августа 2007[146];
Ураганные хроники 2: Узы (яп. 劇場版NARUTO−ナルト− 疾風伝 絆?) — 4 августа 2008[147];
Ураганные хроники 3: Унаследовавшие дух огня (яп. 劇場版NARUTO―疾風伝 火の意志を継ぐ者?) — 3 августа 2009[148].
[править]
Графические альбомы и энциклопедии

Издательство Shueisha выпустило два графических альбома и четыре энциклопедии, основанные на серии «Наруто». Альбомы содержат изображения героев первой и второй частей манги соответственно. В энциклопедиях по вымышленному миру присутствуют описания персонажей, их техник, а также наброски авторства Масаси Кисимото, причём первые три энциклопедии посвящены первой части манги, а последняя — второй. Кроме этого, существует книга-раскраска под названием «Paint Jump: Art of Naruto», показывающая, как автор манги рисует и раскрашивает своих героев[149], и три энциклопедии по аниме-сериалу, описывающие процесс создания серий и объясняющие особенности дизайна персонажей[150][151][152]. Эти энциклопедии, покрывающие серии с 1-й по 135-ю, переведены на английский язык издательством Viz Media[153][154][155].
Графические альбомы
The Аrt of Naruto: Uzumaki (яп. NARUTO-ナルト-岸本斉史画集 UZUMAKI Naruto — Кисимото Масаси гасю: — Uzumaki?, Наруто — сборник рисунков Масаси Кисимото — Удзумаки) — вышел в Японии 2 июля 2004 года[156]. В США выпущен издательством Viz Media 25 октября 2007 года[157].
Naruto (яп. NARUTO-ナルト-イラスト集 NARUTO Naruto — ирасуто сю: — Naruto?, Наруто — сборник иллюстраций — Наруто) — вышел 3 июля 2009 года[158].
Энциклопедии
Hiden: Rin no Sho Character Official Data Book (яп. 秘伝・臨の書 - キャラクターオフィシャルデータBOOK?) — вышла в Японии 4 июля 2002 года[159].
Hiden: Hei no Sho Official Fan Book (яп. 秘伝・兵の書 - オフィシャルファンBOOK?) — помимо информации о мире и персонажах содержит рисунки фанатов и главу манги, созданную специально для этой энциклопедии. Была выпущена 4 октября 2002 года в Японии[160] и 19 февраля 2008 года в США под заголовком «Naruto: The Official Fanbook»[161].
Hiden: Tō no Sho Character Official Data Book (яп. 秘伝・闘の書 - キャラクターオフィシャルデータBOOK?) — вышла 4 апреля 2005 года[162].
Hiden: Sha no Sho Character Official Data Book (яп. 秘伝・者の書 - キャラクターオフィシャルデータBOOK?) — вышла 4 сентября 2008 года[163].
[править]
Видеоигры

Видеоигры по серии «Наруто» выпускались для различных консолей от таких производителей как Nintendo, Sony и Microsoft. Большая часть игр выходила только в Японии и представляет собой файтинги, в которых игрок, управляя одним из персонажей серии, должен победить другого персонажа, управляемого компьютером или вторым игроком — в зависимости от режима игры. Специальные приёмы у каждого героя свои, основанные на техниках, которые он использует в аниме и манге[164]. Самой первой игрой по серии «Наруто» стала Naruto: Konoha Ninpouchou, выпущенная 27 марта 2003 года для консоли WonderSwan Color[165]. Первыми играми, выпущенными за пределами Японии, являются серии Naruto: Gekitou Ninja Taisen и Naruto: Saikyou Ninja Daikesshu, также известные как Naruto: Clash of Ninja и Naruto: Ninja Council[166][167]. Первой игрой по мотивам «Наруто», созданной не в Японии, стала Naruto: Rise of a Ninja для платформы Xbox 360, разработанная компанией Ubisoft Montreal и выпущенная 30 октября 2007 года[168]. Существует её сиквел — Naruto: The Broken Bond[169].

Clash of Ninja, Ninja Council, а также Naruto: Ultimate Ninja — наиболее крупные игровые линейки, насчитывающие более пяти игр. Три игры входят в серию Naruto: Path of the Ninja[170] и по две — в Naruto: Uzumaki Chronicles[171] и Naruto: Ninja Destiny на Nintendo DS[172]. Кроме того, персонажи «Наруто» фигурируют в игре Battle Stadium D.O.N., разработанной компанией Namco Bandai[173], а также в файтингах Jump Super Stars и Jump Ultimate Stars вместе с другими персонажами разнообразных манг журнала «Shonen Jump»[174].
[править]
Коллекционная карточная игра

Существует коллекционная карточная игра по вселенной «Наруто» под названием «Naruto Collectible Card Game» (яп. ナルト- カードゲーム Наруто ка:до гэ:му?). Компания Bandai выпускает её в Японии с февраля 2003 года, по состоянию на сентябрь 2009 года было выпущено 17 наборов, причём последний вышел в 2006 году[175]. В Америке игра выпускается с апреля 2006 года[176], и на август 2009 года вышло 13 наборов[177]. В каждом из них содержится 4 заранее сформированных колоды по 50 карт[175]. Дополнительные карты поставляются в виде случайно подобранных наборов по 10 карт. В игре принимают участие два игрока, раскладывающие карты на игровом поле. Для счёта очерёдности ходов используется специальная фишка, а в качестве элемента случайности — монета (Ninja Blade Coin), которую подбрасывают для принятия решений. Чтобы победить, игроку нужно получить 10 «боевых наград» по ходу игры или заставить противника истощить свою колоду[178].
[править]
Радиопередача

С 10 октября 2003 года на японском радио раз в неделю выходит передача «Oh! Naruto Nippon» (яп. オーNARUTOニッポン?) продолжительностью полчаса[179] (в апреле 2007 года её название изменилось на «Naruto Radio Shippuu Jinrai» (яп. NARUTO Radio 疾風迅雷?). Её ведущей является Дзюнко Такэути, сэйю, озвучивающая Наруто Удзумаки. Передача построена как диалог Такэути и какого-либо другого сэйю, принимающего участие в озвучивании персонажей аниме «Наруто». Для слушателей проводится конкурс: ведущие зачитывают их письма в эфире. За каждое прочтённое письмо слушатель получает очко; от количества очков зависит присваиваемое слушателю «звание», соответствующее рангам ниндзя в мире «Наруто»: обладатель одного очка становится «гэнином», десяти — «тюнином», тридцати — «дзёнином» и получает приглашение присутствовать в студии вместе с ведущими во время выхода передачи в эфир[179]. Записи радиопередач выпускаются на CD-дисках. На октябрь 2009 года вышел 21 диск с «Oh! Naruto Nippon»[180] и 8 — с «Shippuu Jinrai»[181].
[править]
Восприятие и отзывы

Многие критики и обозреватели изложили в отзывах свои мнения о манге и аниме «Наруто». Так, рецензенты одобрительно отзывались о манге, отмечая её интенсивность и динамичность[182][183], а также сбалансированность сюжета, в котором органично переплетаются сцены боёв, тренировок, развитие характеров героев и комедийные элементы[184][185][186]. Дэб Аоки с сайта About.com сочла «Наруто» лучшей мангой 2007 года[187] и отдала ей первое место в списке «Топ-10 сёнэн-манги, которую вы обязаны прочесть»[188]. Исследователь в области массовой культуры Лоуренс Рабин написал, что секрет популярности «Наруто» — удачном в сочетании динамичного боевика и истории о взрослении.[189] Он также назвал мангу историей о поиске себя и становлении связей с другими людьми.[190] Рабин исследовал и символику манги, в частности, счёл, что девятихвостый демон-лис внутри главного героя символизирует борьбу человека с самим собой в попытке сдержать отрицательные — разрушительные — эмоции.[191] По мнению других обозревателей, автору удалось хорошо передать чувства и эмоции персонажей[192], даже второстепенных, среди которых попадалось много интересных героев[193].

С выходом второй части манга, по словам критиков, стала более «взрослой» и серьёзной[194]; веб-ресурс IGN, в частности, назвал решение автора разом сделать своих героев на два года старше «умным ходом»[195]. Из недостатков был отмечен шаблонный сюжетный ход, заключающийся в том, что некий персонаж в силу обстоятельств остаётся одиноким, начинает считать себя никому не нужным и оказывается послушным оружием в руках какого-нибудь злодея, однако после единичного разговора с Наруто к этому одиночке вдруг возвращается уверенность в себе, и зачастую он из отрицательного персонажа превращается в положительного[196]. Настойчивость и упрямство главного героя тоже понравилось не всем: рецензент IGN Дэвид Смит отозвался о Наруто Удзумаки весьма нелестно, назвав его «тупым, как мешок молотков»[197], а колумнист британского журнала «Neo» счёл его «раздражающим», но при этом заметил, что сериал сам по себе вызывает едва ли не наркотическую зависимость[198]. Наруто Удзумаки — один из самых популярных персонажей для косплея.[199]

В отношении рисовки мнения критиков разделились: одни сочли, что Кисимото — довольно посредственный художник[200], другие, как русский онлайн-журнал «АниМаг», отметили качественный стиль рисования и проработку деталей: «Магия, техники и умения ниндзя прорисованы особенно здорово. Им художник уделил очень большое внимание»[201]. Рецензенты веб-сайта Anime News Network считают, что Кисимото старается подражать стилю Акиры Ториямы, автора популярной манги для юношей (сёнэн) «Жемчуг дракона»[184], однако при этом замечают несовпадения во внешнем виде персонажей, выдающие неаккуратную работу многочисленных ассистентов[185]. В целом, критики сочли «Наруто» классической историей о взрослении главного героя[202], сёнэн-мангой, не отступающей от канонов своего жанра[197][203]. Англоязычный сайт Anime-Planet пишет:

Как бы то ни было, «Наруто» практически не пытается преодолеть каноны жанра сёнэн… Молодой энергичный главный герой, обладающий необычными способностями — присутствует. Указанный персонаж быстро прогрессирует и становится сильнее с каждой миссией — есть. Группа товарищей, чья дружба преодолеет все невзгоды — также присутствует.
Оригинальный текст (англ.)  [показать]

Тем не менее, рецензенты соглашаются с тем, что автор удачно сочетает все стандартные элементы сёнэн-манги[204]. Например, один из авторов онлайн-версии американского журнала «Otaku USA» отмечает, что Кисимото умеет неожиданно менять исход боя между персонажами и мастерски отображает типичную для сёнэн-манги «победу в последнюю минуту»[205].

Аниме-сериал также получил достаточно много откликов. Подобно манге, он представляет собой классическое аниме для юношей, следующее традициям таких сериалов, как «Dragon Ball Z», «YuYu Hakusho» и «One Piece»[200][206][207], и не являет ничего нового или неожиданного в этом жанре[208][209]. Редактор сайта Associated Content рекомендует «Наруто» для детского просмотра в связи с его воспитательным эффектом. Наруто с друзьями, объясняет он, зачастую проходят разнообразные виды тренировок, постоянно принимая их за боевые задания и проверку их умения сражаться, а на деле тесты призваны выявлять куда более важные способнсти — способность к состраданию, командной работе, честность, навыки взаимодействия с людьми.[210] Другие критики отмечали притягательность этого аниме, подобную привлекательности «мусорной еды» (junk food)[211].

Анимация, по словам рецензентов, выполнена на вполне достойном техническом уровне[206], которого достаточно, чтобы зритель не скучал во время просмотра, однако во всех других отношениях мало чем впечатляет[212]. Критике подверглась работа аниматоров с цветом: одна из обозревательниц осталась недовольна тем, как создатели аниме раскрашивали персонажей и окружающую обстановку[200]. Из очевидных недостатков аниме обозреватели отмечали его явную затянутость и монотонность[209][213]: аниматоры растягивали одну битву на несколько серий, причём особенно страдали бои ключевых персонажей[214][215]. Кроме того, показанные ранее эпизоды часто демонстрировались снова и снова, а флэшбэки (воспоминания персонажей) были излишне длительными и детальными[216]: журнал «АниМаг», например, упоминал о том, что «почти каждая серия начинается с пятиминутного повторения прошлого эпизода»[36]. Однако особенно негативные отзывы вызвало большое число филлерных серий[217], в течение которых сюжет никак не развивался[212]. Один из рецензентов недоумевал, как сериал вообще пережил столь огромное их количество[218]. Зато музыка, звучащая в сериале, заслужила всяческих похвал: рецензенты заявили, что саундтрек композитора Тосио Масуды способен слиться с любым анимационным произведением и создать нужное настроение[200], а замечательность его заключается в незаметности[211]. Как пишет один из критиков на сайте Anime News Network, покупать отдельный диск с музыкой аниме, возможно, и не стоит, но свою задачу — поддерживать напряжение — она выполняет[219]. Другие критики утверждают, что музыка всегда звучит «к месту»[36], и прекрасно дополняет как сцены боёв, так и комические эпизоды[204].

И анимационные фильмы, и OVA (за исключением юмористического «Большого спортивного фестиваля») на фоне сериала оцениваются достаточно низко[220]. По мнению обозревателей, они выглядят довольно стандартно и предсказуемо, практически ничего не добавляют к сюжету аниме и характерам персонажей[221][222], однако при этом выполнены на неплохом техническом уровне[223]. Как выразился один из критиков англоязычного веб-сайта Mania.com, это «очень красиво сделанные филлерные истории»[224].